г. Санкт-Петербург, пр. Стачек,
99, лит. А, 4 этаж, оф. 2
Пн—Пт
с 9:00 до 20:00
Сб—Вс
с 10:00 до 18:00
  • Главная
  • »
  • Малый бизнес в России: допуск СРО

Малый бизнес в России: допуск СРО

В современной России открыть малый бизнес в области строительства, инженерных изысканий или проектирования – достаточно сложная задача. Сфера оказания строительных услуг – высококонкурентный сегмент рынка, в котором предприниматели постоянно сталкиваются с различными трудностями: поиск квалифицированных работников, исследование спроса, оформление документации и т.д.

В данной статье автором будут рассмотрены следующие вопросы:

  1. Существующие варианты финансовой поддержки малого бизнесу в строительной сфере на территории РФ.
  2. Действующие программы денежной помощи малым предприятиям, возможные препоны и трудности участия в этих проектах.

В качестве примера будут взяты программы поддержки малого строительного бизнеса в Санкт-Петербурге.

Малое предпринимательство в России

Важность эффективного функционирования малых предприятий в РФ трудно переоценить. Это положительно влияет на развитие всей экономики страны, так как создает конкурентную среду и препятствует образованию монополий на строительном рынке.

Баженов Ю.К. в своей книге «Малое предпринимательство: практическое руководство по организации и ведению малого бизнеса» отмечает большое значение малого бизнеса в современной экономике: «В секторе малого бизнеса создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые служат питательной средой для крупного и среднего бизнеса. Отличительной особенностью малого бизнеса является его доступность как сферы деятельности для широкого круга людей, которая обусловлена тем, что его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов. Поэтому именно малый бизнес является необходимым условием формирования так называемого среднего класса – социального фундамента, обеспечивающего стабильное развитие российского общества».

Основываясь на этих тезисах, наиглавнейшим направлением государственной экономической и правовой политики Российской Федерации должно стать создание стабильной системы финансовой и юридической поддержки малого бизнеса.

Сам смысл малого предпринимательства заключается в том, что субъекты рыночной экономики в соответствии с законодательством и с соблюдением определенных критериев, конституирующих сущность данного понятия, осуществляют предпринимательскую деятельность.

Наиболее часто применяемые критерии, на основании которых субъекты рынка относятся к малому предпринимательству, следующие:

  • Численность штата сотрудников, занятых на производстве.
  • Величина активов и уставного капитала, оборот предприятия и другие факторы.

По подсчетам Всемирного банка, суммарное количество факторов, на основании которых компания причисляется к субъектам малого бизнеса, уже превышает отметку в 50 показателей.

В европейских странах принята следующая классификация малых и средних компаний:

  1. Микропредприятия – численность сотрудников не более 9 человек.
  2. Малые компании – штат работников от 10 до 49 человек.
  3. Средние предприятия – от 50 до 249 человек.

Другой классификации малого и среднего предпринимательства придерживаются в международной организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в состав которой входят экономически высокоразвитые государства:

  1. Микропредприятия – число занятых на производстве сотрудников не превышает 19 человек.
  2. Малые компания – штат от 19 до 99 человек.
  3. Средние предприятия – количество вовлеченных в профессиональную деятельность сотрудников насчитывает от 100 до 449 человек.
  4. Крупные организации – штат работников превышает 500 человек.

Ранее принятый в Российской Федерации закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» не создавал достойного уровня правовых решений в сфере предпринимательских отношений, который бы отвечал современным тенденциям роста бизнеса РФ. Более того, некоторые положения данного ФЗ, которые были призваны закрепить различные мероприятия по государственной поддержке малого бизнеса, носили декларативный характер.

Такое положение дел не устраивало ни правительство РФ, ни субъектов малого и среднего бизнеса страны. Назревала необходимость модернизации законодательства о малом предпринимательстве в России. В результате чего Госдумой 6 июля 2007 года был принят ФЗ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». С 1 января 2008 года он стал нормативно-правовой основой для развития малого и среднего бизнеса в стране.

Этот правовой акт регламентирует правила и понятия эффективного регулирования отношений по развитию малого и среднего предпринимательства. Так, в ФЗ прописано, что предприятия, которые относятся к малому и среднему бизнесу, являются хозяйствующими субъектами (ИП и юридические лица). В статье 4 ФЗ № 209 установлены требования, исполнение которых позволяет хозяйствующим субъектам получить статус малого или среднего предпринимательства. К таким субъектам относятся: индивидуальные предприниматели, малые и средние компании.

Главнейшим отличием ФЗ № 209 от ранее действующего является то, что он устанавливает четкие универсальные нормативы как для индивидуальных предпринимателей, так и для компаний, выполнение которых позволит им получить статус субъекта малого или среднего бизнеса.

Согласно статье 4 ФЗ № 209 действуют следующие критерии, позволяющие отнести ИП или компанию к субъектам малого и среднего предпринимательства:

  1. Независимость происхождения. Суть этого понятия в том, что в уставном капитале компании доля участия государственных, благотворительных и иных фондов не должна превышать 25%. Такие же требования предъявляются и одному или нескольким лицам, которые не являются субъектами малого/среднего бизнеса. То есть доля их участия в уставном капитале не должна превышать 25%.
  2. Средняя численность работников, занятых на производстве. Подсчет ведется за отчетный период:
    • микропредприятия – до 15 человек;
    • малые компании – от 15 до 100 человек;
    • средние предприятия – от 100 до 250 человек.
  3. Оборот и выручка от продажи товаров и услуг. Рассчитываются без налога на добавленную стоимость с учетом балансовой стоимости активов, которые не превышают предельных значений, установленных законодательством.

Категория субъекта малого, среднего бизнеса может изменяться в том случае, если предельные значения товарооборота, дохода ниже или выше установленных для этих категорий, на протяжении срока в 2 календарных года, которые следуют один за другим.

ФЗ также устанавливает виды государственной помощи малому и среднему бизнесу. К таким мерам относят финансовую, имущественную, консультационную и информационную поддержку.

Осуществление мероприятий по поддержке малого предпринимательства в регионах РФ находится в ведении организаций, которые реализуют данную государственную политику. К примеру, в Санкт-Петербурге этими вопросами занимается Общественный Совет по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга. Помимо Совета, существуют общественные организации по малому и среднему бизнесу в районных центрах самоуправления.

Отметим также, что консультационную, информационную и методическую поддержку малого предпринимательства в Санкт-Петербурге осуществляет Агентство по развитию малого бизнеса.

Росстат опубликовал статистику на конец сентября 2013 года, в которой отмечен рост малого и среднего бизнеса в России. За отчетный период было зарегистрировано 234 508 субъектов малого предпринимательства. Из них 29 742 компаний, что составляет 12,6% от общего количество зарегистрированных, заняты в строительной сфере. Отметим, что в 2008 году строительство охватывало большую долю малого бизнеса – 15,1%.

В докладе Министра экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Грефа от 24.05.06 года было верно отмечено, что открытие и ведение малого бизнеса в России под силу только отважным людям. Причиной такого положения является устаревшее законодательство и бюрократические препоны.

Для того чтобы малые предприятия могли свободно лицензировать свою деятельность, необходимо упростить следующие административные процедуры:

  1. Регистрация нового предпринимателя, компании.
  2. Лицензирование его профессиональной деятельности.
  3. Проверки.
  4. Сертификация товаров и услуг.
  5. Применение контрольно-кассовой техники.

Приказ Минрегиона РФ № 624 от 30 декабря 2009 года «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» узаконил процедуру получения СРО вместо лицензирования. Это позволило значительно снизить уровень коррупции в государственных органах.

Однако это не устранило административные барьеры для малого, среднего и тем более микробизнеса. Несмотря на принятый ФЗ № 207 «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов», на местах требования к получению допуска СРО завышаются в 2-3 раза.

Многие саморегулируемые организации требуют наличия сертификатов ISO, которые не являются обязательными для вступления в некоммерческое партнерство. Также предприятия завышают количество сотрудников, которые требуются для регистрации членства СРО. Большой проблемой являются проверки СРО, которые проводятся с нарушением ФЗ.

Интернет наполнен рекламой услуг по вступлению в СРО в рассрочку. Это предложение, безусловно, заинтересует «молодые» компании. Однако стоит разобраться – является ли эта услуга законной?

Для того чтобы получить допуск СРО, кандидат обязан предоставить соответствующий пакет документов и сформировать компенсационный фонд. Отметим, что законом не запрещается заём строителем денег, как и не ограничивается выбор кредитных организаций. То есть кандидат на вступление в СРО может взять кредит как в банке, так и в управляющей компании. Основной фактор в этой процедуре – это пополнение компенсационного фонда СРО на полную сумму. Таким образом, оплата допуска в рассрочку невозможна и не является законной.

Компания Asksro имеет огромный опыт работы в сфере саморегулирования во всех регионах РФ. За годы своей деятельности наши специалисты сталкивались с различными трудностями при получении допусков, прохождения проверок СРО.

Asksro сотрудничает с ведущим саморегулируемыми организациями страны и готова оказать Вам помощь при вступлении в СРО.


наверх